Семь величайших чудес света.

 

Крез был последним царем Лидии, древней области в Малой Азии, входящей в территорию современной Турции. Он славился своим огромным богатством и в 560 году до н.э. по строил в Эфесе величественный храм. Сам город был основан за тысячу лет до этого. По легенде его основательницами были амазонки - племя женщин-воительниц.

ВЕЛИЧАЙШИЙ МРАМОРНЫЙ ХРАМ

Крез решил построить храм в честь богини луны, покровительницы животных и молодых девушек. Греки звали ее Артемидой, а римляне - Дианой. Храм был построен из известняка и мрамора, добывавшегося рабочими в близлежащих горах. Несущие конструкции храма составляли около 120 мраморных колонн. Гигантские колонны достигали в высоту 20 метров. Огромные глыбы, из которых они складывались, приходилось ставить на место с помощью блоков, после чего их скрепляли металлическими штырями. Когда здание покрыла крыша, художники придали ему законченный вид, украсив скульптурами и орнаментами. В центре храма стояла статуя Артемиды. Это был один из крупнейших храмов классики, намного превосходивший размерами Парфенон, построенный позже в Афинах. Платформа, на которой он стоял, достигала 131 метра в длину и 79 метров в ширину.

ГЕРОСТРАТ И АЛЕКСАНДР

Двести лет спустя, в 356 году до н.э., храм был сожжен дотла. Поджег его человек по имени Герострат, который просто хотел прославиться. По странному совпадению, храм был уничтожен в тот самый день, когда родился Александр Великий. Спустя годы, Александр посетил Эфес и приказал восстановить храм на прежнем месте.

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАЗРУШЕНИЕ

Храм Александра просуществовал до III века н.э. Постепенно бухту в Эфесе заносило илом и город терял свое значение. Храм был разграблен готами, а позднее затоплялся наводнениями. Сегодня от храма в Эфесе сохранилось лишь несколько блоков основания и одна восстановленная колонна.



Колоссом называлась гигантская статуя, которая стояла в портовом городе на Родосе - острове в Эгейском море, у берегов современной Турции. В древние времена жители Родоса хотели быть независимыми торговцами. Они старались не вмешиваться в чужие войны, и тем не менее их самих неоднократно завоевывали


ГЕЛИОС, БОГ СОЛНЦА

В конце IV века до н.э. народ Родоса отпраздновал победу. Они как раз благополучно отстояли свой город, который целый год держали в осаде греческие солдаты. Греки, поняв, что не смогут победить, даже побросали часть осадных сооружений. Народ Родоса решил продать эти сооружения и построить статую почитаемого ими как бог солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество.

БРОНЗОВЫЙ КОЛОСС

Мы не знаем точно, как выглядела статуя и где она стояла. А знаем мы, что она была сделана из бронзы и достигала в высоту около 33 метров. Она была создана скульптором Харетом, на строительство ее ушло 12 лет.

НАД ГАВАНЬЮ

Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу, и по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать ее устойчивее. Колосс был завершен около 280 г. до н.э. Многие века люди верили, что Колосс высился над входом в родосскую гавань, как показано на рисунке. Но этого быть не могло. Ширина устья гавани составляла примерно 400 метров, а статуя была все-таки настолько колоссальной. Описания позволяют предположить, что она стояла в центре города и смотрела на море и гавань.

КОЛОССАЛЬНОЕ КРУШЕНИЕ

Примерно через 50 лет после завершения строительства Колосс рухнул. Во время землетрясения он переломился на уровне колен. Оракул велел не восстанавливать статую, и она осталась лежать там, где упала. Так она пролежала более 900 лет, и люди отправлялись на Родос лишь затем, чтобы взглянуть на обломки поверженного бога. В 654 г. н.э. сирийский князь захватил Родос и снял со статуи бронзовые пластины. Говорили, что он увез их в Сирию на 900 верблюдах.



Мавсол был правителем Карий, входившей в Персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием Бодрум туристическим центром в современной Турции. Мавсол сменил своего отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ МАВЗОЛЕЙ

Мавсол женился на своей сестре Артемизии. Приобретая все больше могущества, он стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. Это должна была быть необычайная гробница. Мавсол мечтал о величественном памятнике, который бы напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя долгое время после его смерти. Мавсол умер до окончания работ над гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного завершения, примерно в 350 г. до н.э. Гробница была названа Мавзолеем, по имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную гробницу.

УСЫПАЛЬНИЦА ПОД ОХРАНОЙ ЛЬВОВ

Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпальнице, находившейся в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окруженный колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида. Венчало ее, на высоте 43 м над землей, скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней, вероятно, стояли статуи царя и царицы.

РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания. В 1489 г. христианские рыцари-иоанниты стали использовать его обломки для замка, который они возводили неподалеку. Они сложили часть крепостных стен из блоков зеленого камня, характерных для основной части Мавзолея. Через несколько лет рыцари обнаружили усыпальницу Мавсола и Артемизии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и оно было разграблено мародерами, которых привлекли золото и драгоценности.

НАЙДЕННЫЕ СТАТУИ

Еще триста лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.



III веке до н.э. был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днем - столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он 1500 лет

ОСТРОВ И МАЯК

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии. Этот оживленный порт основал Александр Великий во время посещения Египта. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство, должно быть, ушло 20 лет, а завершен он был около 280 г. до н.э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.

ТРИ БАШНИ

Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

НАПРАВЛЯЮЩИЙ СВЕТ

Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. На вершине башни стояла статуя Зевса Спасителя. Общая высота маяка составляла 117 метров.

ОТПОЛИРОВАННЫЕ БРОНЗОВЫЕ ЗЕРКАЛА

Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море. С кораблей можно было видеть этот маяк на расстоянии до 50 км. К XII веку н.э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты. В XIV веке маяк был уничтожен землетрясением. Несколькими годами позже мусульмане использовали его обломки, чтобы построить военный форт. Форт впоследствии не раз перестраивался и до сих пор стоит на месте первого в мире маяка.

грандиозная Египетская пирамида является древнейшим из Семи чудес древности. Кроме того, это единственное из чудес, сохранившееся до наших дней. Во времена своего создания Великая пирамида была самым высоким сооружением в мире. И удерживала она этот рекорд, по всей видимости, почти 4000 лет

ЦАРСКАЯ ГРОБНИЦА

Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как Хеопс. Он был одним из фараонов, или царей древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н.э. Позднее в Гизе было построено еще две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц. Пирамида Хуфу, самая дальняя на рисунке, является самой большой. Пирамида его сына находится в середине и смотрится выше, потому что стоит на более высоком месте.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД

Пирамиды стоят на древнем кладбище в Гизе, на противоположном от Каира, столицы современного Египта, берегу реки Нил. Некоторые археологи считают, что, возможно, на строительство Великой пирамиды 100 000 человек потребовалось 20 лет. Она была создана из более чем 2 миллионов каменных блоков, каждый из которых весил не менее 2,5 тонн. Рабочие подтаскивали их к месту, используя пандусы, блоки и рычаги, а затем подгоняли друг к другу, без раствора.

БЛЕСТЯЩИЙ ИЗВЕСТНЯК

Когда основное сооружение было закончено, оно напоминало ряд ступеней. Они были затем закрыты блоками из белого известняка с отполированной, блестящей поверхностью. Блоки были так плотно подогнаны друг к другу, что снаружи между ними нельзя было просунуть даже лезвие ножа. По завершении работ Великая пирамида поднялась на 147 метров. Теперь ее вершина обвалилась, кроме того, в настоящее время одна только пирамида сына Хуфу сохранила на самом своем верху известняковую облицовку. Сторона основания Великой пирамиды достигает 230 метров. Она занимает больше площади, чем девять футбольных полей.

ПОХОРОНЫ ФАРАОНА

Древние египтяне верили, что в случае смерти человека следует сохранить его тело, чтобы дух мог продолжать жить и после смерти. Они извлекали внутренние органы, заполняли тело солями и оборачивали его льняными пеленами. Так тело превращалось в мумию. Мумию затем хоронили вместе с одеждой, едой, драгоценностями и другими вещами, полезными для загробной жизни. Мумифицированное тело Хуфу было помещено в погребальную камеру в самом сердце его пирамиды.



Висячие сады были одной из самых знаменитых диковинок древнего города Вавилон. Однако, хотя археологи и нашли предполагаемые руины садов, доказать, что это именно они, невозможно. Мы знаем только одно: сады действительно существовали, потому что люди видели и описали их


НАВУХОДОНОСОР И АМИТИС

Греческие и римские писатели рассказывают, что сады были построены около 600 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II, повелителя Вавилона. Этот город лежал на берегах реки Евфрат, к югу от сегодняшнего Багдада, столицы Ирака. Легенда повествует, что царь приказал построить сады ради тосковавшей по дому молодой жены Амитис, надеясь, что они напомнят ей родные персидские горы.

ПОЛИВНЫЕ ТЕРРАСЫ

Висячие сады были построены, вероятно, у реки и смотрели на городские стены Вавилона. Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых, возможно, возвышалась над землей 40 метров. Навуходоносор распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряженных волами, и речных ладьях.

Успех садоводов, должно быть, зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась вода из Евфрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки ведер, прикрепленных к колесу, которое вращали рабы. А потом она, должно быть, сбегала по садам ручьями и водопадами, так что земля всегда оставалась влажной.



Почти 3000 лет назад Олимпия была важным религиозным центром Юго-Западной Греции. Древние греки поклонялись Зевсу, царю богов, и проводили там регулярные празднества в его честь, которые включали в себя спортивные соревнования. Первые Олимпийские игры, как их стали называть, были проведены, вероятно, в 776 г. до н.э. После этого игры проводились раз в четыре года на протяжении 1100 лет. Они имели большое значение; на время игр прекращались все войны, чтобы не мешать участникам и зрителям добраться до места


ХРАМ ЗЕВСА

В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

СОЗДАНИЕ СТАТУИ

Скульптора звали Фидий, и он уже успел сотворить две величественные статуи богини Афины. В Олимпии Фидий и его подручные создали прежде всего деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса костяком. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что завершенная статуя смотрелась как монолитная фигура.

ВЫСОКО НАД ЗЕМЛЕЙ

Зевс восседал на троне, инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями. Законченная статуя достигала 13 м в высоту и почти касалась потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс встал, он снес бы крышу. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога. После своего завершения в 435 г. до н.э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света.

ПЕРЕНОС СТАТУИ

Около 40 г. н.э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались. Затем, в 391 г. н.э., после принятия христианства, римляне запретили Олимпийские игры и закрыли греческие храмы. Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г. н.э. дворец, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром.

В Олимпийской области в VI веке случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии просуществовать более тысячи лет

Семь чудес Древнего мира
Вы можете назвать Семь чудес Древнего мира?

Не расстраивайтесь, если нет. Сегодня Семь чудес средних веков и Семь чудес природы настолько смешались с современными памятниками, что лишь немногие люди могут выделить из них эти поразительные проявления древнего архитектурного искусства. И это тем труднее, что из Семи чудес Древнего мира в настоящее время существует только один.

Вдохновляемые мифологией, религией и искусством, древние цивилизации создали эти Семь чудес между 2700 и 270 годами до н.э. Только один из них, Египетские пирамиды в Гизе, сохранились до настоящего времени. Пожары, землетрясения, завоевания и опустошающее влияние времени провели к тому, что остальные оказались потеряны для человечества.

Еще древние греки и римляне составили свой список "Семи чудес", который выступал своеобразным путеводителем для путешественников. Через время, этот список был обновлен и приобрел свое настоящее содержание уже в период Средних веков. Многие авторы противоречили в конечном списке, но именно эти семь произведений рук человеческих были общими среди всех, что включались в список разными составителями.

К сожалению, имеется всего несколько чертежей и схем исчезнувших памятников, так что археологи зачасту доверялись древним легендам и литературным произведениям, чтобы получить картину появления Чудес света в истории человечества.

Выберите одно из Семи Чудес света на карте

Город Гиза, некрополис древнего Мемфиса в Египте.

История:
Вопреки общему убеждению, только Пирамида Хеопса, а не все три Великих Пирамиды, находится в "перечне" Чудес Света. Но всемирно известны и остальные пирамиды фараонов (Хеопса, Хефрена и Микерина). Это их греческие имена, настоящие же египетские соответственно - Хуфу, Хафра и Менкаура. Время их сооружения относится к началу Древнего царства (2800-2250 годы до н. э.). Сложные чувства охватывают путника при виде Великих пирамид. Они кажутся гигантскими кристаллами, выросшими из окружающего их серовато-желтого песка, хотя первоначально они символизировали собой помёт жука-скоробея. Четко вырисовываются они на фоне бледного неба и безжизненной, бесконечной пустыни. И кажется, что они стояли здесь всегда.

Большая пирамида Хуфу (Хеопса)
233 метра в каждой стороне основания, 147 метров высоты, сложенная из 2 300 000 каменных болков, каждый из которых весит в среднем 2.5 тонны. Никакая из сторон пирамиды не отличается от других по длине более чем на 20 сантиметров. Вся структура в целом полность соориентирована по компасу. До 19-го столетия это было самое высокое строение в мире. И, будучи в возрасте 4500 лет, это единственное из знаменитые "Семь Чудес Древнего Мира" которое сохранилось до наших времен.

Самые ранние упоминания о пирамиде Хуфу (Хеопса) исходят от известного греческого путешественника Геродота. Около 450 года до н.э. он посетил Египет и включил описание Большой пирамиды в свое историческое повествование. Целью возведения пирамиды, по словам Геродота, было строительство могилы для Фараона Хуфу, которого греки называли Хеопс. Геродот пишет, что он разговаривал со своим египетским гидом, и он ему сообщил, что на строительство пирамиды ушло более 20 лет непрерывных усилий 100000 рабов.

Постройка пирамиды стоила невероятных трудов. Никакой механизации в то время ещё не существовало. Инструменты для обработки камня делались из красной меди и быстро тупились. Каменные блоки и плиты, а их понадобилось миллионы и миллионы, изготавливались ужасающим своей трудоемкостью способом. На скале по контуру будущей плиты медными сверлами, под которые непрерывно подсыпался песок и подливалась вода, сверлились глубокие отверстия. В них загоняли деревянные клинья, которые поливали водой. Дерево набухало и отрывало глыбу от скалы. Глыбу обтесывали медными зубилами и шлифовали. И можно только удивляться точности обтески и шлифовки камней, которой достигали древние, имея такую технику. Камни пирамиды так пригнаны, что между ними невозможно просунуть даже лезвие ножа.

Несомненно то, что пирамида выступала именно в качестве гробницы фараона. За много столетий до строительства Большой пирамиды, и в течение многих веков после, египтяне создавали конструкции, предназначенные для захоронения свох королей, фараонов. Вместе с ними они хоронили вещи, в которых они, по их мнению, нуждались бы после смерти, слуг, животных и несчетные сокровища.

В течение длительного времени основной проблемой считалось разворовывание пирамид. Эта проблема, судя по всему, существовала и в Древнем Египте, поскольку египетские архитекторы, создавая пирамиды, проектировали секретные комнаты и комнаты-приманки, ловушки, секретные двери, стараясь отвлечь внимание предполагаемых грабителей от настоящего местоположения могилы фараона.

В 820 н.э. арабский халиф Абдулла Аль Манум решил отыскать сокровища Хуфу. Не в состоянии найти местоположение предполагаемой секретной двери в гробницу фараона, он приказал своим работникам начать рыть под пирамиду. После того, как были пройдены тяжелейшие десятки метров, и халиф уже решил останавливать работы, они услышали глухое эхо тяжелого удара внутри пирамиды. Продолжая копать в направлении звука, они скоро оказались в проходе, который вел вниз, вглубь пирамиды. На полу лежал большой каменный блок, который упал из потолка, очевидно и бывший причиной шума. В начале коридора, который они обнаружили, была как раз та секретная дверь наружу, которую они пропустили.

Прокладывая путь вниз по коридору, они скоро оказываются глубоко внизу, в естественной каменной породе ниже пирамиды. Коридор прекратил опускаться и шел горизонтально приблизительно 20 метров, затем закончился стеной.

Когда работники осмотрели упавший каменный блок, они обратили внимание на большой гранитный разъем выше него. Пройдя через него, они обнаружили другой проход, который, расширяясь, шел прямо в центр пирамиды. Проследовав этим коридором, они обнаруживают несколько гранитных блоков, закрывающих туннель. Они начинают рыть вокруг них вдоль стен и, наконец, оказываются в низком горизонтальном проходе, который ведет к небольшой квадратной пустой комнате. Эта комната становится потом известна как "комната Королевы", хотя вряд ли она когда-нибудь выполняла это функцию.

Рабочие обратили внимание на открытое простанство в потолке на стыке двух коридоров. Поднявшись по нему, они оказались в так называемой "Большой Галерее", которая привела их к небольшому и низкому горизонтальному проходу. По нему они попали в большую комнату, около 11 метров длиной, 5 шириной и 6 высотой. Это была "комната Короля". В центре стол огромный гранитный саркофаг без крышки. В остальном комната была полностью пустой.

Арабы, как будто желая отомстить за отсутствие сокровищ, попытались разобрать Большую пирамиду и отправить ее в качестве строительного материала в Каир, но после того, как они снали сверху пираимды около 10 метров камня, они оставили эту невозможную задачу.

Что же случилось с сокровищем фараона Хуфу? Предания говорят, что пирамида, подобно многим другим захоронениям египетской знати, стала жертвой грабителей еще задолго до до того, как в нее вошел Абдулла Аль Манум, Хотя, если верить свидетельствам его рабочих, гранитные камни, блокировавшие проходы, были все еще на месте, когда они вошли в могилу.

В 1638 году английский математик, Джон Грейвс, посещавший пирамиду, обнаружил узкий ход, скрытый в стене, который соединял Большую Галерею с нисходящим проходом. Оба конца его были плотно закрыты, а пол завален обломками. Некоторые археологи решили, что этот маршрут использовался последними из людей фараона, чтобы выйти из гробницы, после того как закрывающий камень будет установлен место, и возможно через этот проход грабители и вынесли сокровище. Но небольшой размер прохода и наличие обломков камней вызывали сомнения в том, что такое огромное количество сокровищ, включая крышку саркофага, согла быть украдена и вынесена именно этим путем.

Были предположения, что пирамида никогда не использовалась в качестве гробницы, а была астрономической обсерваторией. Римский автор Прокл, по крайней мере, настаивает на том, что до окончания строительства пирамида использовалась именно в таком свойстве. Можно прислушаться к этим словам, но надо помнить что, когда Прокл высказал свое мнение, возраст пирамиды уже составлял более 2000 лет.

Астроном Ричард Проктор утверждает, что спускающийся коридор мог быть использован для наблюдения за движением некоторых звезд, а Большая Галерея, открытая наверху, использовалась для составления карты неба.

Много странных и иногда нелепых теорий возникло, чтобы объяснить назначение пирамиды и ее коридоров. Большинство же археологов, все-же, придерживаются теории, согласно которуй Большая пирамида была именно самой из большой гробниц, которая использовалась для захоронения фараонов Египета.

Что же случилось с мумией Хуфу и его сокровищем? Никто знает. Разнообразные исследования не обнаружили никаких другие комнат или проходов. Но, возможно, когда нибудь будет раскрыта тайна последнего пристанища Хуфу и его сокровищ.

Пирамида Хафра
Она почти почти не уступает по высоте пирамиде Хуфу. Хотя длина стороны ее основания - 215 метров, а высота равна 143 метрам, пирамида Хафра кажется даже более высокой из-за большей крутизны склонов. Недалеко от пирамиды высится и сейчас огромная фигура Большого Сфинкса. Размеры фигуры колоссальны: высота ее - 20, а длина - 57 метров. Высеченная из цельной скалы фигура изображает лежащего льва с человеческой головой. Загадочно и таинственно смотрится Сфинкс. "Отцом трепета" называли Сфинкса кочевники-бедуины. Преодолевая суеверный ужас, они уродовали, разрушали лицо Сфинкса. Да и европейцы были не лучше. В Сфинкса стреляли из ружей и пушек солдаты наполеоновской армии во время Египетской экспедиции 1798-1801 годов.

Пирамида Менкаура
По объему она раз в десять меньше пирамиды Хуфу. Ее высота всего 66,4 метра. Менкаур не мог себе позволить сооружение большей пирамиды. Страна была разорена постройкой пирамид Хуфу и Хафра. Начался голод. Население, измученное непосильным трудом, роптало. Но, несмотря на меньшие размеры, пирамида Менкаура выглядит необыкновенно красиво.

Только одно из Семи Чудес Древнего мира нёсло в себе не только архитектурную элегантность, но и практическую функцию: Александрийский Маяк. Он гарантировал для моряков безопасный возврат в Большую Гавань. Кроме того, он был самым высоким сооружением на Земле.

Место:
Древний остров Фарос. Сегодня это мыс в пределах города Александрия в Египете.

История:
После завоевания Египта в 332 году до н.э. Александр Македонский решил основать там новую столицу. Так возникла Александрия.

Позиция нового города вибиралась тщательно. Вместо основания его на дельте Нила, был выбран район, расположенный в двадцати милях на запад, чтобы ил и грязь, принесенные рекой, не засоряли городскую гавань. Юге города заканчивается озером Мареотис. После того, как был создан канал между озером и Нилом, город имел две гавани: один для движения оп Нилу, и другой для средиземноморской морской торговли. Обе гавани были должны оставаться глубокими и чистыми.

Александр умер около 323 года до н.э, и строительство города было завершено Птоломеем I, под чьим правлением Александрия достигла богатства и процветания.

Много удивительного и чудесного было в этом городе. Здесь находился и знаменитый Мусейон (Музей-храм муз), где размещались астрономическая обсерватория, школа, анатомический театр, мастерские. В разное время в Мусейоне жили и работали многие гениальные греческие ученые - создатель геометрии Евклид, пионер хирургии Герофил. Здесь получил образование и работал Архимед. Здесь трудился многие годы замечательный механик Герон, построивший первые автоматы и написавший о них увлекательную книгу Театр автоматов.

По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в александрийскую гавань. На восточной оконечности острова Фарос, лежащего в морена расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, был построен на Средиземноморье маяк, который стал носить имя острова. Связь имени маяка с его с функцией оказалась такой прочной, что слово "Фарос" станоло корнем слова "маяк" на многих языках - французском, итальянском, испанском и румынском.

Высота маяка - 135 м, его свет был виден на настоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км). Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30м. Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части. Это была 40 - метровая восьмигранная призма - башня, облицованная белым мрамором. Верхняя (третья) часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады - 8 колонн несли купол, увенчанный 7 - метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Источником света служил постоянно горящий большой костер. Каким образом достигалась яркость и дальность свечения до сих пор не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных камней - линз.

Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли и возле больших Водяных часов - клепсидр. Они били в коки. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.

История сохранила имя создателя Фаросского маяка: на одной из плит ученые обнаружили надпись “Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради морей”. Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора - он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.

В ослепительном блеске маяка, как в фокусе, сконцентрировалась вся мудрость, сила мысли и глубина знаний великих ученых Мусейона. Но сильным землетрясением в мае 1100 г. он был разрушен почти до основания. В средние века остатки подиума Александрийского маяка были встроены в турецкую крепость Кайт Бей. Сейчас она превращена в египетский военный форт. Поэтому добраться до остатков маяка невозможно даже ученым-археологам.

Восточный берег реки Евфрат, около 50 км. от южного Багдада, Ирак.

История:
Вавилонский царь Навуходоносор II (605 - 562 г. до н. э.) для борьбы против главного врага - Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.

Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести “висячие сады”.

Пока наиболее точные сведения о Садах исходят от греческих историков, например, от Вероссуса и Диодоруса, но описание Садов довольно скудное. Вот как описаны сады в их свидетельствах: " Сад - четырехугольный, и каждая сторона его - четыре плетры длиной. Он состоит из дугообразных хранилищ, которые располагаются в в шахматном порядке наподобие кубическим основаниям. Восхождение к самой верхней террасе возможно по лестнице..." Манускрипты же времени Навуходоносора не имеют ни одной ссылки на Висячие Сады, хотя в них обнаруживаются описания дворца города Вавилона. Даже историки, которые дают подробные описания Висячих Садов, никогда видeли их.

Современные историки доказывают, что когда солдаты Александра Македонского достигли плодородной земли Мессопотамия и увидeли Вавилон, они были поражены. После возврашения на свою износоустойчивой родину, они сообщили о удивительных садах и деревьях в Мессопотамии, о дворце Навуходоносора, о Вавилонской башне и зиккуратах. Это и дало дало пищу воображению поэтов и древних историков, которые смешали все эти рассказы в одно целое, чтобы произвести одно из семи Чудес Света.

В архитектурном плане Висячие Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая - 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм.

В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии.

В 331 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени Висячих Садов он скончался в 339 г. до н. э. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.

Двадцатое столетие открыло некоторые тайны, окружающие легенды о Висячих Садах. Археологи все еще стараются собрать достаточно подтверждений перед тем, как сделать конечные выводы о местоположении Садов, их системе орошения, и об истринных причинах их появлениия.

Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время — открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898 сеть пересекающихся траншей близ иракского города Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки.

Место:
Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы. Это к Юго-западу от Измира, к югу от Бурсы, к северу от Мармариса и к востоку от Памуккале.

История:
Хотя основание храма Артемиды (Артемсиона) относится к седьмому столетию до нашей эры, само здание было построено в 550 г. до н.э. Строительство было субсидирована королем Лидианом Кросусом, а проект был разработан греческим архитектором Персифоном. Здание было украшено бронзовыми статуями, сотворёнными такими скульпторами, как Фидий, Поликлетис, Кресилус и Фрадмон.

Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесенное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма. Он был возведен на болотистой почве, и необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли архитектора Херсифрона, мягкая болотистая почва служила амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.

Храм служил в качестве рынка и религиозного учреждения. Довольно долго святилище посещещалось торговцами, туристами, ремесленники, и королями, которые приносили дары богине. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке Скиллунте в Элиде.

21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен. Храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат. Он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению ионийских городов его имя было предано забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (4 в. до н. э.). Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Римский историк Плутарха писал позже по этому поводу: "богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм".

Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Новый храм во всем походил на прежний , но превосходил его по размерам. Его высота равнялась 109 м, ширина - 50м. Многие прославленные мастера того времени приняли участие в украшении нового храма Артемиды. Изящные барельефы, венчавшие многие из колонн, создал скульптор Скопас; статуи во внутренних помещениях - Пракситель. Среди произведений живописи выделялся портрет Александра Македонского, которого художник Апеллес изобразил в облике Зевса с молнией в руке. Нет подтверждения, что сама статуя богини была установлена в центре святилище, но нет причины и отвергать это. Многие богатые римляне дарили храму золотые и серебряные скульптуры.

В 263 н.э. ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище. Следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж.Т.Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).

Место:
Древний город Олимпия на западном побережье современной Греции, около 150 км. к западу от Афин.

История:
В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространялась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии архитектором Либоном был построен посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города.

Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили современников, что она была признана новым чудом света. Создателем Зевса Олимпийского был прославленный скульптор Фидий. Он начал закладывать статую около 440 г. до н. э.. Годом раньше, он разработал технику, чтобы подготовить огромное количество золота и слоновой кости для строительства. Там он ваял и резал части статуи, прежде чем они могли быть собраны в единое целое в самом храме.

Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Страбо писал: ".. хотя сам храм - очень большой, скульптор критикуется за то, что не учёл реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса посаженным на трон, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас было впечатление, что если Зевс встанет, то упрётся головой в крышу храма".

Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога - громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.

Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки и другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты.

Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери Зевса и Геры.

Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания.

Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В течение нескольких лет храм привлёк посетителей и поклонников со всего мира.

В первом столетии римский император Калигула попытался переместить статую в Рим. Тем не менее, его попытка потерпела неудачу. После того, как Олимпийские Игры были запрещены в 391 году императором Феодосием, храм был закрыт. Олимпию и далее подстерегали неудачи - землетрясения, обвалы, пожары и наводнения, вследствии этого храм был значительно поврежден. Раньше этого статуя была перемещена богатыми греками в дворец Константинополя. Там она сохранялась, пока не была уничтожена серьезным пожаром в 462 году. Сегодня от статуи осталась только пыль...

Были сделаны копии статуи, включая большой прототип в Курене (Ливия). Ни одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня. Ранние реконструкции как например, Эрлаха , как теперь полагают, являются неточными.

Место:
Город Бодрум в Турции.

История:
В 352 г. до н. э. в городе Галикарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю трех времен труп царя был сожжен, пепел помещен в погребальную урну. В одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже ( по другой исторической версии, строительство гробницы было начато еще при жизни Мавсола, Артемисия лишь продолжила его). По словам римского историка Авла Геллия, "царица питала к своему супругу необыкновенную любовь, не поддающуюся описанию".

К строительству и украшению мавзолея были привлечены известные мастера, в том числе прославленные скульпторы Скопос, Бриаксид, Леохар. Последний служил придворным скульптором Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон.

В архитектуре Галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре нашли отражение все три знаменитых ордера: дорический, ионический и коринфский. Нихний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В мавзолее сочеталась строгая геометричность, массивная простота, исполненная внутренней силой, и стремление к декоративности и легкости форм, плавности линий. Аналогов этому сооружению в греческой архитектуре нет. Во многом сохраняя греческие традиции и строительные приемы, Галикарнасский мавзолей несет явное влияние восточной архитектуры.

Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба высотой 20 м и площадью 5 тыс. кв. м. Второй этаж был обнесенс наружной стороны великолепной колоннадой. Здесь хранились жертвоприношения. Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавсола и Артемисия, управляющих квадригой - четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

Почти нетронутый мавзолей простоял ок. 1800 лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море — замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч.Т.Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы , статуи Мавсола и его жены Артемисии и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение. Все эти детали мавзолея сейчас хранятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.

Место:
Вход в гавань на острове Родос в Греции.

История:
Древняя Греция состояла из городов - государств, власть которых не распространялась за их пределы. На маленьком острове Родес было три из них: Ялосос, Камирос и Линдос. В 408 г. до н. э., эти полисы были объединены в один - Родос. Город процветал коммерчески и имел сильные экономические связи с их главным союзником, Птоломеем Сотэром из Египта.

В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азией и Сирией Деметрия Полиоркета внезапно напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев заставили врага отступить.

В честь победы жители острова решили воздвигнуть статую бога Гелиоса, покровителя Родоса. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — он был его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины.

Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадный орудий, брошенных при отступлении неприятелем. Среди них находилась и принесшая немалую выручку гелеополида - чудо военной техники, огромная осадная башня, снабженная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостиками.

Сооружение монумента поручили известному скульптору Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищенным взорам жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога Солнца.

На искусственном холме Харес установил три каменных столба - на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем - детали плаща. “Сборка” статуи велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т.д. По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм был скрыт.

База была сделана из белого мрамора, сперва были установлены ноги статуи, а затем и сама статуя. Бронзовая форма божества была укреплена железными и каменными конструкциями. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали. Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. На этот раз скульптор придал ей иное положение: расчеты показали, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому удавалось обхватить большой палец на руке гиганта.

Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью, множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства.

По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь. Примерно через 50 лет после “рождения” он был разрушен землетрясением. От сильных толчков надломились колени статуи, она рухнула вниз. Части бронзового тела бога Солнца в течение столетий покоились на земле, рождая различные легенды. Так, в одной из них рассказывалось, что судна, направляющиеся в гавань, проплывали между ног гиганта.

В 977 г. н. э. арабский наместник, правивший на острове, продал сохранившиеся части статуи. Для их перевозки потребовалось 900 верблюдов. Казалось, она навсегда исчезла в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период.

Кто не слышал о Египетских пирамидах, Висячих садах Вавилона, Колоссе Родосском или храме Артемиды в Эфесе? Эти и другие замечательные памятники древности, известные всем как Семь чудес света приводили в восторг современников. Но не только в те далёкие времена зодчие, скульпторы и художники создавали рукотворные чудеса. И позже, в другие эпохи, возводились удивительные сооружения. На протяжении всей истории человек не знал покоя, делая всё новые и новые открытия, и к нашему времени создал такие материалы и технологии, которые позволили ему воплощать в реальность то, что ещё вчера казалось немыслимым.

Более 2000 лет тому назад писатели начали составлять списки поразительных зданий и сооружений, которые они видели или о которых им приходилось слышать. Около 120 года до н.э. греческий поэт по имени Антипар Сидонский описал семь таких мест. Все их можно отыскать на небольшой территории в восточном Средиземноморье - области, которую хорошо знали древнегреческие писатели. Немногие бывали за её пределами. Быть может, этот список был своего рода туристическим путеводителем. Список чудес сохранился до наших дней, хотя из перечисленных сооружений стоять осталось лишь одно. Они известны как Семь чудес древности.

Эта грациозная Египетская пирамида является древнейшим из семи чудес древности. Кроме того, это единственное из чудес, сохранившихся до наших дней. Во времена своего создания Великая пирамида была самым высоким сооружением в мире. И удерживала она этот рекорд, по всей видимости, почти 4000 лет.

Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как Хеопс. Он был одним из фараонов, или царей древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н.э. Позднее в Гизе было построено ещё две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц. Пирамида Хуфу является самой большой.

Пирамиды стоят на древнем кладбище в Гизе, на противоположном от Каира, столицы современного Египта, берегу реки Нил. Некоторые археологи считают, что, возможно, на строительство великой пирамиды 100000 человек потребовалось 20 лет. Она была создана из более чем 2 миллионов каменных блоков, каждый из которых весил не менее 2,5 тонн. Рабочие подтаскивали их к месту, используя пандусы, блоки и рычаги, а затем подгоняли друг к другу, без раствора.

Когда основное сооружение было закончено, оно напоминало ряд ступеней. Они были затем закрыты блоками из белого известняка с отполированной, блестящей поверхностью. Блоки были так плотно подогнаны друг к другу, что снаружи между ними нельзя было просунуть даже лезвие ножа. По завершении работ Великая пирамида поднялась на 147 метров. Теперь её вершина обвалилась, кроме того, в настоящее время одна только пирамида сына Хуфу сохранила на самом своём верху известняковую облицовку. Сторона основания Великой пирамиды достигает 230 метров. Она занимает больше площади, чем девять футбольных полей.

Древние египтяне верили, что в случае смерти человека следует сохранить его тело, чтобы дух мог продолжать жить и после смерти. Они извлекали внутренние органы, заполняли тело солями и оборачивали его льняными пеленами. Так тело превращалось в мумию. Мумию затем хоронили вместе с одеждой, едой, драгоценными и другими вещами, полезными для загробной жизни. Мумифицированное тело Хуфу было помещено в погребальную камеру в самом сердце его пирамиды.

Висячие сады были одной из самых знаменитых диковинок древнего города Вавилон. Однако, хотя археологи и нашли предполагаемые руины садов, доказать, что это именно они, невозможно. Мы знаем только одно: сады действительно существовали, потому что люди видели и описали их.

Греческие и римские писатели рассказывают, что сады были построены около 600 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II, повелителя Вавилона. Этот город лежал на берегах реки Евфрат, к югу от сегодняшнего Багдада, столицы Ирака. Легенда повествует, что царь приказал построить сады ради тосковавшей по дому молодой жены Амитис, надеясь, что они напомнят ей родные персидские горы.

Висячие сады были построены, вероятно, у реки и смотрели на городские стены Вавилона. Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых, возможно, возвышалась над землёй на 40 метров. Навуходоносор распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряжённых волами, и речных ладьях. Успех садоводов, должно быть, зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась вода из Евфрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки вёдер, прикреплённых к колесу, которое вращали рабы. А потом она, должно быть, сбегала по садам ручьями и водопадами, так что земля всегда оставалась влажной.

Египетская пирамида. Реконструкция
Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти 5 тыс. лет назад (28 в. до н. э.) основатель III династии фараон Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы. Оно было поручено зодчему Имхотену.
По установившейся традиции для погребения фараонов и знати сооружалась “мастаба”, усыпальница, напоминавшая по форме скамью (мастаба с арабского — скамья). Новшество, которое применил архитектор при строительстве гробницы для Джосера, заключалось в том, что он возвел ее в форме шести скамей, поставленных друг на друга. Причем каждая последующая была меньше предыдущей. Имхотен создал первую ступенчатую пирамиду — мать пирамид. Ее высота равнялась 60 м, длина — 120 м, ширина — 109 м. В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и кирпича, а из крупнейших известняковых блоков.
Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса (начало 27 в. до н. э.). Ее высота — 146,6 м, длина каждой из сторон — 233 м. Сложена она из тщательно отесанных и плотно прижатых известняковых блоков весом от 2,5 до 30 т. По расчетам ученых, для ее сооружения потребовалось 2 300 000 таких блоков.
Сооружение гигантских пирамид требовало огромных затрат денежных и материальных ресурсов. Сотни тысяч людей, силой согнанных для их постройки, Несчастным считали в Греции того, кто не повидал другой гениальный памятник - статую Зевса в Олимпии. Это произведение выдающегося греческого скульптора Фидия погибло в V веке новой эры. Двадцатиметровая статуя помещалась в глубине беломраморного храма, возвышавшегося на высоком подножии. Зевс сидел на троне, он почти касался головой потолка. Верхняя часть его тела была обнажена, нижнюю прикрывал богатый плащ. Туловище и голову царя богов Фидий выполнил из слоновой кости, а одежду, венец и повязку на голове - из сверкающего золота. Теплый цвет слоновой кости придавал изображению удивительную жизненность.

В языках многих народов сохранилась память и о другом чуде света - Колоссе Родосском. "Колосс, колоссальный", - часто говорим мы, когда что-то поражает нас своей грандиозностью, как поразили современников размеры гигантской статуи бога Гелиоса на острове Родос. Жители острова воздвигли эту статую в честь победы над завоевателями. Двенадцать лет трудился скульптор Харес над созданием почти 36-метрового бронзового гиганта, Когда работа над статуей была закончена, глазам изумленных родосцев предстал высокий и стройный юноша-бог с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряженно всматривался в даль. Однако эфесцы восхищались своим Колоссом сравнительно недолго - всего пятьдесят шесть лет. В 222 году до нашей эры статую разрушило землетрясение. Но, даже поверженная на землю, она производила сильное впечатление на современников.

От семи чудес света нас отделяют тысячелетия. Все это время люди продолжали строить. Тесный мир, известный грекам, уступил место современным понятиям о Земле. И оказалось, что чудеса света создавались не только в районе Средиземного моря. Потомки строителей Александрийского маяка увидели Великую Китайскую стену и пирамиды ацтеков, пещеры Ад-жанты и золотой конус Шведагона, громады Ангкорских храмов и величавый Боробудур. Пришло время родиться шедевру индийского зодчества - Тадж-Махалу, в песах тропической Африки были найдены развалины громадных крепостей Бенина.

Все эти творения рук человеческих объединяет одна общая черта: они не стареют, не подвластны моде. Эти памятники - выражение гения народа, их создавшего, и в то же время они близки и понятны всем людям.

Галикарнас - город на побережье Малой Азии, столица Карийского царства - дал название еще одному из чудес света - знаменитой гробнице царя Мавсола. Лучших архитекторов и скульпторов своего времени пригласил Мавсол для постройки храма-усыпальницы. Во всем своем великолепии Галикарнасский мавзолей простоял около 1 800 лет - до XV века, когда его разрушили невежественные рыцари-крестоносцы. Мавзолей представлял собой большое прямоугольное здание длиной около 77 и шириной около 66 метров. Первый этаж - усыпальница - был выложен белоснежным мрамором и украшен широким фризом, на котором великий Скопас изобразил легендарную битву греков с амазонками. Скульптурная группа - колесница, в которой находились огромные фигуры царя и царицы, - увенчивала это величественное сооружение. Галикарнасский мавзолей вошел в историю мирового искусства как непревзойденный образец погребальной архитектуры. Не случайно древние римляне стали называть мавзолеями все монументальные надгробные сооружения.

К сожалению, только остатки фундамента сохранились и от седьмого чуда света - Александрийского маяка. Его построили на скалистом берегу острова Фарос, близ Александрии, в 285 году до нашей эры. Трехэтажная башня достигала 120-метровой высоты. На куполе третьего этажа стояла огромная бронзовая статуя бога морей Посейдона. Наверху горел огонь, свет которого мореплаватели видели за много километров. Топливо для костра доставлялось сюда на ослах - настолько удобной была лестница, проходившая внутри двух первых этажей.


Две тысячи пятьсот лет назад вавилонский царь Навуходоносор построил для своей жены Амитисы висячие сады - Амитиса родилась в горной Мидии, степи и равнины Вавилонии нагоняли на нее тоску и уныние. Эти знаменитые сады размещались на широкой трехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и соединялись между собой широкими лестницам'и. Платформы террас были сложены из массивных каменных глыб. Сверху их покрывал толстый слой плодородной земли. В садах росли стройные пальмы, редкостные растения, прекрасные цветы.

По проекту архитектора Херсифрона в древнегреческом городе Эфесе был сооружен храм Артемиды, который также снискал славу одного из чудес света.
Богиню охоты Артемиду почитали во многих городах Малой Азии. Эфесцы решили построить в ее честь святилище небывалой красоты. Строительство длилось сто двадцать лет и было закончено в 450 году до нашей эры. В 356 году честолюбивый житель Эфеса Герострат поджег храм, чтобы таким путем войти в историю. Пожар сильно повредил здание - рухнула крыша, обгорели стены и колонны. Храм отстроили заново. В основных чертах новый Артемисион повторял старый. Великие греческие художники и скульпторы, в числе которых были Пракситель и Скопас, обогатили храм своими произведениями. Великолепие и роскошь Артемисиона вызывали всеобщее восхищение вплоть до середины III века нашей эры, когда храм разграбили готы.

Об истории рождения географических названий. Речь идет о названиях, которые возникли из-за сходства со словами, знакомыми первооткрывателям. В этой статье мы расскажем о географических наименованиях, появившихся в результате ошибок или незнания языка.

Жак Картье был полон надежд. Скрестив руки на груди, он стоял на палубе корабля, устремив горделивый взор на проплывающие мимо лесистые берега широкой полноводной реки. Он думал о том, что его имя небезызвестно во Франции и за ее пределами. Картье прославился грабежами испанских и португальских кораблей Но такая известность больше не прельщала знаменитого корсара. Он хотел другого: громкой славы открывателя новых стран. Ради этого он совершил путешествие к берегам Северной Америки.

... Русло реки постепенно сужалось.
— Бьюсь об заклад, капитан, — вскричал помощник, — сейчас будет большее селение! Видите: дым поднимается из-за деревьев. Из-за высокой, поросшей лесом скалы показались первые вигвамы.

— Эй, Антуан, шпагу и пистолеты! — потребовал Картье. К тому моменту, когда шлюпки французов уткнулись в прибрежные камни, собралась внушительная толпа индейцев. Как только французы сошли на берег, Картье объявил, что отныне все окрестные земли становятся владением французской короны, и выразил уверенность, что вождь и все его соплеменники будут счастливы приобщиться к истинной, христианской религии. По его знаку из лодки вынесли большой деревянный крест, на котором крупными буквами было написано: "Эта земля принадлежит королю Франции Франциску I". Крест водрузили на берегу, надежно закрепив камнями.

В центре селения, перед самым большим вигвамом, горел яркий костер. В руках старого вождя племени появилась деревянная трубка, набитая не то травой, не то листьями. Ловким движением он извлек из костра небольшой уголек, положил его в трубку и несколько раз затянулся, выпустив изо рта голубоватый клуб дыма. Затем вождь передал трубку Картье. Картье хотел было отказаться, но вовремя сообразил, что церемония, в которой ему предлагается принять участие, имеет символическое значение. Он взял трубку и тоже затянулся. Вдохнув дым, Картье ощутил во рту и в носу неприятное жжение, словно разгрыз зернышко перца. Усилием воли сдержал он готовый вырваться кашель. Слегка дрогнувшей рукой передал трубку соседу.

После того как традиционная трубка мира совершила путь вокруг костра, завязалась "беседа". Картье пытался втолковать индейцам, как могуществен французский король, которого он здесь представляет, и как будут счастливы они, находясь под его покровительством. Индейцы простодушно изъявляли готовность заключить дружбу с чужеземцами.
И только после совершившейся "сделки", уже прощаясь, Картье обвел рукой селение, подразумевая все окружающие его земли, и спросил, как называется эта страна.
— Канада, — с готовностью ответил вождь, полагая, что пришелец спрашивает, как на их языке звучит слово "селение".

Так случилось, что земли, открытые французом Жаком Картье и его спутниками в тридцатых годах XVI столетия, названные сначала Новой Францией, впоследствии стали именоваться Канадой. Слово "канада", означавшее по-индейски "селение", распространилось затем на огромную территорию — на целую страну.

Пирамиды - величественные усыпальницы фараонов - словно вырастают из песков пустыни. Древнейшая из них, пирамида фараона Джосера - первое в мире каменное сооружение таких огромных размеров (ее высота 60 метров). А вот пирамида Хеопса, простоявшая уже почти пять тысяч лет, поднялась в высоту до 147 метров. По подсчетам ученых на ее сооружение пошло 2 300 000 огромных глыб известняка (каждая весила более двух тонн). Блоки так тщательно были отшлифованы и пригнаны один к другому, что в щель между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Первым описал пирамиды, отнесенные к семи чудесам света, греческий историк Геродот, посетивший Египет в V веке до н. э.

***

На рисунке - реконструкция Вавилона, столицы древнего Ассирийского царства, видна часть висячих садов.

Вавилон своей красотой и богатством повергал в изумление всех, кому довелось там побывать. Но более остального изумляли чудесные висячие сады, разбитые при дворце по повелению царя Навуходоно сора для его любимой жены, мизийской царевны, которая тосковала по тенистым лесам своей родины. Сады располагались на платформах, поднятых на мощных столбах. Ярусы садов были сделаны уступами, они соединялись широкими лестницами из плит белого и розового цвета. Обращенные в сторону прохладного ветра, дувшего обычно с северо-запада, сады - их аромат, тень и прохлада - в безлесной Вавилонии казались людям чудом. Уже после гибели Вавилона и висячих садов легенда о них продолжала жить, но назвали их садами Семирамиды, по имени царицы Ассирии, жившей задолго до Навуходоносора.

***

По преданию, строительство храма Артемиды в Эфесе длилось 120 лет, в нем приняли участие все государства Малой Азии. Легкая, изящная мраморная постройка вызывала восхищение и удивление всех, кому довелось ее увидеть. Однако храм простоял не более века. В 356 году до н. э. некто Герострат, желая увековечить свое имя, поджег святыню. Рухнула крыша, а со временем - стены и колонны.

Вверху - реконструкция фасада храма.

***

Зевс Олимпийский, сидящий на троне, головой почти касался потолка храма. Предполагают, что статуя поднималась в высоту на 17 метров. Из сверкающего золота великий скульптор Греции Фидий сделал одежду Зевса, драгоценный венец на его голове, одежду и победный венок богини Ники, которую Зевс держал в руке. Торс, голову Зевса и богиню Нику он изваял из слоновой кости, придавшей почти живую теплоту скульптурному изображению Зевса.

Скульптор долго искал способы, чтобы осветить огромную статую (окон в стенах греческих храмов не делали, свет лился только через дверной проем). Фидий решил эту задачу: "Перед постаментом статуи Зевса пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем... Теперь Фидий велел вырубить в этом синем камне прямоугольное углубление для бассейна, в который был налит состав с оливковым маслом, предохранявшим статую из слоновой кости от губительной для нее сырости. Темная маслянистая поверхность жидкости в темном бассейне прекрасно отражала падающий на нее из дверей поток света <...> лучи шли вверх и освещали великолепную голову Зевса, его мощные плечи, ниспадающие ленты венца, складки богато украшенного плаща. Паломникам, не знавшим об этом оптическом фокусе, казалось, что изображение Зевса само излучает божественный свет"

Вверху - реконструкция, созданная по описанию древних авторов.

***

Галикарнас - один из греческих городов на побережье Малой Азии - родина "отца истории" Геродота, и уже только поэтому каждый образованный грек чтил этот город. Но он притягивал чужеземцев и своими замечательными постройками, в первую очередь гробницей Мавсола, прославленной во всем древнем мире. Ее описывают писатели древности - Плиний, Страбон, Павсаний, Витрувий как прекрасное, из ряда вон выходящее сооружение.

Зодчии замыслили мавзолей (так стали позже называть подобные сооружения по имени царя Мавсола) как прямоугольное здание шириной около 66, длиной около 77 и высотой 46 метров. Его решено было поставить в центре Галикарнаса, на одной из самых широких улиц города, подымавшейся над рыночной площадью. Гробницу начали строить еще при жизни царя Мавсола. Когда он умер в 353 году до н. э., за возведением усыпальницы следила его вдова царица Артемисия.

Крупные мраморные детали здания весили тысячи килограммов, их подвозили к стройке с помощью волокуш и телег, в которые впрягали по нескольку десятков пар волов.

Второй этаж составляла колоннада, окружавшая помещение для жертвоприношений в честь обожествлен ных царя и его супруги. Здесь же находились их изваяния.

Мавзолей простоял около 1800 лет, пережив войны Александра Македонского с персами, укрепившимися в Галикарнасе, частые землетрясения. Но это чудо света не устояло перед невежественными рыцарями-крес тоносцами, разрушившими его, не пощадившими той красоты, которую, казалось бы, щадило само время.

Внизу - вид Галикарнасского мавзолея (реконструкция), рядом - статуя царя Мавсола.

***


Реконструкция фигуры Гелиоса.
К концу IV века до н. э. самым богатым и могущественным среди греческих государств был Родос - огромные доходы острову приносила торговля. А потому многие пытались завладеть островом. Одержав в 305 году до
н. э. победу над осаждавшим Родос знаменитым полководцем Деметрием (он пытался принудить родосцев выступить против Египта, их главного торгового партнера), жители Родоса решили ознаменовать это событие возведением гигантской бронзовой статуи бога солнца Гелиоса, покровителя острова.

Выбор родосцев пал на скульптора Хареса, одного из учеников великого Лисиппа. Работа продолжалась 12 лет. Харес воздвиг статую небывалой высоты - в 70 локтей (около 35 метров). Весть о сооружении быстро разнеслась по всему греческому миру.

В 220 году до н. э. Родос подвергся разрушительному землетрясению, под обломками зданий погибло множество людей. Рухнули стены крепости, дома, верфи. Не выдержала колебаний почвы и гигантская статуя. Римский писатель Плиний Старший, живший в I веке н. э., посетив остров, писал, что даже
теперь, когда Колосс лежит на земле, он вызывает удивление и восхищение. Не каждый человек может обхватить обеими руками большой палец руки статуи.


Схема каркаса, державшего огромную статую.
***

Богатый город Александрия, основанный в дельте Нила Александром Македонским, прославился в Древнем мире не только своей знаменитой Александрийской библиотекой, но и учеными и поэтами. Они жили в здании Мусейона, созданном по повелению царя Птолемея I при храме Муз. Царская казна предоставляла в распоряжение ученых деньги для изготовления научных инструментов и приборов, проведения опытов и специальных экспедиций. И сюда со всех концов земли съезжались крупнейшие ученые того времени.

Вот несколько имен. В Александрии жили и работали математик Евклид, изобретатель Герон Александрийский (он построил прибор, который, по сути, был паровой машиной, увлекался и созданием автоматов, действовав ших при помощи пара или горячего воздуха). Ученик Аристотеля Инфраст заложил основы ботаники. Врач Герофил, анатомируя трупы, пришел к выводу, что мозг - орган мышления. Самым гениальным астрономом в Александрии был Аристарх Самосский: в III веке до
н. э., за 1700 лет до Коперника, он понял, что Земля - шар, вращающийся вокруг своей оси и вокруг Солнца...

Много остроумных изобретений и открытий сделали ученые и механики Александрии. Не удивительно, что одно из семи чудес света появилось именно здесь. Недалеко от города, на острове Фарос, был построен самый большой маяк - трехэтажная башня высотой около 120 метров (по другим сведениям - от 130 до 180 метров). Третий этаж - фонарь круглой формы, его венчала бронзовая статуя бога морей Посейдона высотой 7 метров. В фонаре горел огонь маяка, свет которого усиливался системой металлических зеркал. Поэтому свет маяка корабли видели издалека. Маяк служил одновременно крепостью (в ней находился большой гарнизон) и наблюдательным пунктом, задолго оповещавшим о появлении вражеских судов.

Создателем этого чуда был Сострат Книдский. Маяк простоял до XIV века. К тому времени сильно разрушенный, он все равно вызывал восхищение. Остатки высокого постамента сохранились до наших дней, но они не доступны археологам и архитекторам, поскольку встроены в мощную средневековую крепость.

Внизу - рисунок, воспроизводящий Александрийский маяк, каким он был по предположению ученых.




 

 

 

Сайт управляется системой uCoz